Ирина Жилавская
Медиа – это то, чем я занимаюсь всю свою сознательную жизнь, и что считаю самым главным
Ирина Владимировна Жилавская
зав. кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета
руководитель кафедры ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при МПГУ
кандидат филологических наук, доцент
Сфера научных интересов
медиа, медиаобразование, медийна грамотность, информационная грамотность, журналистика
Научные направления
Медиаповедение личности, коммуникация, экология медиапространства, трансформации в системе массмедиа, инновации в образовании, будущее медиа
Автор и разработчик новых понятий в теории медиа и медиаобразовании
Информальные медиа, журналистская модель медиаобразования, медиаобразовательная деятельность СМИ, медиаинформационная грамотность, медиаповедение личности, всеобщая теория медиа
Тема кандидатской диссертации
«Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий» (специальность – 10.01.10, место защиты: Московский государственный университет, 2008 г.)
Ирина Владимировна Жилавская
24.09.1955-27.05.2021
Выдающийся ученый, журналист, медиапедагог, общественный деятель Ирина Владимировна Жилавская стала одним из самых уважаемых и известных людей своего времени. В течение всей научной, журналистской и педагогической деятельности она издала сотни трудов по медиаобразованию, медийно-информационной грамотности и педагогике.

Ирина Владимировна трагически ушла из жизни 27 мая 2021 года (COVID-19)
Профессиональная деятельность
2019 – до последних дней жизни – руководитель Кафедры ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан» при МПГУ
2017 – до последних дней жизни – заведующий кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ
2014 – до последних дней жизниредактор электронного научно-образовательного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация»
2014 – до последних дней жизни – президент Ассоциации специалистов медиаобразования (АСМО)
2015-2017 – заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Медиа-информационная грамотность и медиаобразование граждан в целях социальных преобразований и межкультурного диалога»
2010-2015. – зав. кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.
2004-2010 – директор НОУ ВПО «Томский институт информационных технологий».
2006-2010 – доцент, ТГУ, Международный факультет управления, кафедра социальных наук.
2003-2004 – начальник Управления по связям с общественностью ФГУП «Сибирский химический комбинат» (ЗАТО Северск Томской области).
2001-2003 – начальник Отдела по работе со СМИ Администрации Томской области.
1992-2001 – первый заместитель-ответственный секретарь главного редактора областной ежедневной газеты «Томский вестник».
1990-1992 – начальник отдела областной еженедельной газеты «Народная трибуна».
1983-1990 – ответственный секретарь, редактор, многотиражных газет г. Томска.
Ирина Владимировна была истинным ученым, она горячо любила свою работу и учеников, и внесла неоценимый вклад в отечественное и международное образование. Ей удалось выстроить систему поддержки талантливых педагогов, создать условия для их научного и профессионального роста в области медиаобразования
В одном из последних интервью она так рассказывала о созданной ею научной школе:
«Устремленность в будущее – это отличительная черта нашей научной школы. Мы разрабатываем новые подходы к медиаобразованию, которое обращено в завтрашний день, ведь нам надо предвидеть то, каким будет новый мир, какими будут связи между людьми, людьми и машинами, какое влияние новые средства коммуникации будут оказывать на людей, от этого зависит практически все – экономика, политика, культура, общественные отношения, система образования. Вот мы с нашими магистрантами как раз и находимся на самом передовом рубеже социальных знаний»
Достижения и поощрения
— Президент Ассоциации специалистов медиаобразования (АСМО) (5 отделений: в Санкт-Петербурге, Барнауле, Оренбурге, Новосибирске, Самаре)
— Член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
— Член правления Национальной ассоциации массмедиа исследователей (НАММИ)
— Сертифицированный эксперт Федерального реестра экспертов научно-технической сферы — Член Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития при Государственной Думе Российской Федерации,
— Член Комиссии по информационной безопасности детей при Министерстве просвещения Российской Федерации
— Главный редактор международного электронного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация»
— Член редакционного совета Издательства «Наука и культура» ИД «Панорама»
— Эксперт Фонда российской информационной политики (ФРИП)
— Член Евразийской ассоциации оценки качества
— Автор и руководитель Всероссийского фестиваля молодежной журналистики – «Золотое перо»
— Директор Международного форума «Молодежь. Медиа. Библиотеки»
Государственные и ведомственные награды
Лауреат Премии по журналистике им. Виля Липатова (1989)
Диплом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» за большой вклад в продвижение и развитие Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (2010)
Почетное звание «Заслуженный работник науки и образования» РАЕ (2014)
Звание «Лучший преподаватель», «Лучший исследователь» МГГУ им. М.А. Шолохова за 2012, 2013, 2014 гг
Медаль г. Томска «За заслуги перед городом» (2004)
Почетные грамоты и благодарности мера г. Томска и губернатора Томской области
Нагрудный знак Госкомстата России «За активное участие в переписинаселения России 2002 года»
Ирина Владимировна Жилавская о себе в 2009 году:
О себе скажу очень коротко. Имею удовольствие по жизни начинать новые проекты.

Новые газеты. «Народная трибуна». Это была первая демократическая газета в Томске. Тогда, в самые первые даже не годы, а месяцы перестройки, еще никто не знал, как все это будет и чем закончится. Как делать газету без партийных подпорок – идеологических, финансовых? Никто не понимал. Газета не выжила.
«Томский вестник». Лучшие годы. Настоящее строительство новой жизни. На ощупь, по интуиции создавали то, что на Западе уже давно и эффективно работало. Это была лучшая газета, лучший коллектив.
Социальный проект – фестиваль «Золотое перо». Сколько молодых журналистов прошло через его школу! Теперь уже и не сосчитать. Там на фестивале рождалась журналистская модель медиаобразования.
Управление по связям с общественностью Сибирского химического комбината. С чистого листа. Новая структура по информационной открытости закрытого предприятия.
Томский институт информационных технологий. С нуля. Вся идеология, система работы и содержание этого уникального образовательного учреждения были инновационными. Сегодня многое из наработок ТИИТ легло в основу деятельности Центра социальных коммуникаций и медиаобразования (Москва).
Сфера моих интересов простирается далеко за пределы медиаобразования. Но все они тесно связаны с коммуникациями, с человеческими отношениями, со страстным желанием найти взаимопонимание со всем миром и с самой собой.

Ирина Жилавская отработала заместителем главного редактора областной общественно-политической газеты «Томский вестник» почти 10 лет

«Томский вестник» — ежедневная газета, география распространения — г. Томск и Томская область, издавалась с 5-го июня 1990 по 31 декабря 2012 года.
«Томский вестник» был неоднократным обладателем региональных и всероссийских наград, в том числе первого места в номинации «Общественно-политическая республиканская, краевая, областная газета» по итогам Х фестиваля СМИ «Вся Россия-2005»
Фильм к юбилею Томского вестника, 2001 год
Исследовательские проекты и гранты
Руководитель ряда социологических исследований:
— «Молодежь и политика» (2007)
— «Влияние СМИ на молодежь» (2008)
— «Молодежь и медиа» (2008)
— «Молодежь в информационном пространстве закрытого территориального образования» (2009)
— «Проблемы национальной идентичности в молодежной среде» (2009)
— «Развитие и реализация потенциала молодежи Томской области» (2009, 2010)
— «Создание механизма сетевого взаимодействия школ г. Москвы на основе модели медиа-информационного пространства образовательного учреждения» (2012)
— «Особенности визуального восприятия медиатекста в СМИ» (2013)
— «Особенности формирования медиасреды малых городов России на примере г. Озёры Московской области» (2014)

Разработчик и исполнитель по проекту «Оказание комплекса образовательных услуг согласно Перечню мероприятий по социальному обслуживанию населения г. Москвы в части предоставления образовательных услуг. Направление 7. Разработка и внедрение информационных технологий в интересах развития образования. Мероприятие «Создание механизма сетевого взаимодействия школ г. Москвы на основе модели
информационного пространства образовательного учреждения» (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011-2012).

Участник проекта Jean Monnet в рамках Эразмус+ программы с финансовой поддержкой Европейского Союза. Проект направлен на поиски новых методологий преподавания европейских идей и ценностях старшеклассникам во внеклассовых программах, включая визуализации (номер гранта: 2015–0860 / 063–002) (МПГУ, 2016).

Участник проекта. Госзадание Минобрнауки России от 15 мая 2018 г. № р-370 «Координация подготовки вожатских кадров и их сопровождения, создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления на федеральном уровне». Разработка методического пособия «Риски интернет-коммуникации детей и молодежи». Участник группы разработчиков компетентностной модели Консультанта в области развития цифровых компетенций населения (цифровой куратор). Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 682н.

Участие в образовательных проектах
Автор и разработчик медиаобразовательных программ и семинаров для руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов, школьников, чиновников, журналистов, депутатов, представителей НКО и бизнеса: «Основы информационной культуры», «Журналистика и интернет», «Мультимедийное пространство образовательного учреждения», «Основы коммуникации», «Журналистика для школьников», «Основы медиакультуры», «Как общественности работать со СМИ», «Медиашкола для парламентария», «Школа блогера» и т.д.
Автор и разработчик программы для учителей и родителей «Экология интернета».
Разработчик спецкурсов для вузов «Основы коммуникационного менеджмента», «Деловые коммуникации», «Новые технологии работы с аудиторией», «Современные системы СМИ», «Медиаобразовательные технологии СМИ», «Сетевая журналистика».

Made on
Tilda